Экспертиза одной из программ полового воспитания

Экспертиза директора Института педагогических инноваций РАО, доктора психологических наук, члена-корреспондента РАО, профессора В.И. Слободчикова и ведущего научного сотрудника Психологического института РАО, доктора психологических наук В.В. Абраменковой от января 2004 г. раздела "Интимные отношения и здоровье подростков" в учебном пособии для 9 класса "Основы безопасности жизнедеятельности" под редакцией В.Я. Сюнькова.

Раздел состоит из трех небольших глав: "Интимные отношения", "Все начинается с любви" и "Для жизни в любви". Содержание глав построено вокруг так называемого теста, представляющего собой 20 вопросов на следующие темы: о месте сексуальности во взаимоотношениях юноши и девушки, об интимной близости и пр., в результате ответов на вопросы подростком определяется самооценка "собственной половой зрелости" (с. 148). Необоснованность размещения данного раздела в пособии по безопасности жизнедеятельности между разделами об экологических чрезвычайных ситуациях и оборонной безопасности страны, а также тенденциозность самого содержания материала и его лексическое "своеобразие" позволяет говорить о психологическом воздействии на учащихся и, в соответствии с механизмом контрастности восприятия, о стремлении авторов к его максимальной запечатленности в сознании подростков. Иными словами, можно предположить, что из всего многообразия тем пособия именно этот раздел запомнится подростками надолго.

Раздел представляет собой фактическую реализацию давних программ полового воспитания, которые еще в 1997 году под воздействием общественного мнения, ряда публикаций в СМИ, возмущенных обращений родителей и учителей из различных регионов России, Президиумом РАО признанные как безнравственные и непрофессиональные, Министерством образования РФ были приостановлены в школах.

Что касается самого "теста", то мы уже имеем печальный опыт с анкетами"Что ты знаешь о сексе?" и "Про это...", распространяемыми среди учащихся московских школ в 1996-1997 годах. Сами анкеты были осуждены профессионалами и учеными на заседаниях Президиума РАО, где было, в частности, сказано, что все лица, имеющие отношение к этим анкетам, (распространители и директора школ, "обработчики" и учителя, раздающие их в классах), нарушили этический кодекс, принятый во всех цивилизованных странах в отношении подобных исследований подростков без предварительного согласия их родителей. С научной точки зрения, данный тест и комментарии к нему представляют собой непрофессиональные переводы зарубежных моделей (вероятно, голландских) без учета российской специфики и заведомо содержат в себе серьезные артефакты содержательного и процедурного характера. Этот "тест" используется авторами, как и, впрочем, сам "доверительный" тон данного раздела, для привлечения внимания школьников к проблеме интимных отношений и не имеет ни методической, ни дидактической, ни научной ценности.

Даже единовременное воздействие анкеты способно нанести вред психическому, нравственному и духовному здоровью ребенка. Сам факт появления этих материалов на страницах учебника, в школе, из рук учителей (порой глубоко уважаемых и даже любимых школьниками) означает, что наша школа перестала быть пусть слабым, но противовесом обвальной сексуализации общества и детского сознания.

При подаче авторами раздела материалов об интимных взаимоотношениях детям не сообщаются их традиционные, религиозные, этнические или моральные ценности, свойственные российской ментальности, а дается некая неопределенная их оценка ("принятые во многих цивилизованных странах /??!/ положения интимной безопасности" - с. 147). Напротив, ребенку предлагается на основе полученной информации сформировать свои сексуальностью в подростковом возрасте. Предлагается проанализировать свои чувства, сексуальные потребности и ориентацию и оценить "собственную половую зрелость". Основным критерием оценки собственной половой зрелости является применимость тестовых вопросов для конкретного читателя, т.е. индивидуальные (активно формируемые и уже во многом сформированные сексуализированные представления), а не принятые нормы поведения.

Утверждается явно и в латентном виде, что сексуальное поведение человека и сексуальные действия являются вполне допустимыми, даже если они осуждаются традиционной нравственностью ("мы не будем пытаться навязывать вам оценки нравственности..., определять "что такое хорошо и что такое плохо" - с. 147). В случае конфликта между существующими в обществе нормами нравственности и сексуальными потребностями индивида, подростку предлагается поступать в соответствии со своими сексуальными потребностями и сформировать свою систему сексуальных ценностей ("Предаваться эротическим играм "на людях" нужно с осторожностью"; при этом "сдерживание плохо влияет на здоровье, нарушается функция нервной системы" - с. 156). Таким образом, подростку предлагается отказаться от существующих в обществе представлений о пристойном и непристойном и руководствоваться образцами поведения, традиционно считающимися аморальными.

Утверждается также, что оценки "морально", "нравственно", "правильно" по отношению к сексуальному поведению индивида недопустимы. Основной критерий допустимости сексуального поведения в изложении авторов раздела - это доставляет ли оно удовольствие и "выгодно" ли оно ("любовь может принести тебе внутреннее обогащение. Полностью отказаться от этого чувства неразумно и невыгодно" - с. 153).

Необходимо отметить, что в последние 10-15 лет в России произошли существенные изменения в представлениях на половое воспитание детей. Растущая в обществе либерализация половой морали, а также активное "половое просвещение" бихевиористского толка, направленное не на помощь в становлении психологического пола и активной нравственной позиции ребенка, а на дезориентацию в его половой идентичности и на формирование инверсионной модели половой социализации, внесупружеских и анти- родительских установок, приводят к сексуализации детского

По данным МВД, за последние годы наблюдается рост насильственных преступлений, преступлений против личности, фактов вандализма и жестокого обращения с животными и объектами экологии и особенно сексуальных преступлений. Наблюдается определенная тенденция к снижению "возрастного ценза" юных преступников - с 17-18-летнего возраста к 14-15 и даже 12-13 летнему возрасту. При этом с каждым годом увеличивается доля девочек и девушек среди правонарушителей, все чаще наблюдаются проявления детской жестокости и немотивированной агрессии по отношению к близким родственникам. Опросы малолетних правонарушителей показывают, что переступив порог лишения целомудрия, В.Ф., 1999, Энциклопедия. Дети-преступники. Минск, 1996; Стурова М.П., 1998).

Провоцирующую роль в этих деструктивных явлениях играет распространение порнографии в средствах массовой информации, эротизация изданий, рассчитанных на детскую аудиторию, активные попытки интеграции полового просвещения в школьные предметы, в том числе в "Основы безопасности жизнедеятельности" как разделе об интимной безопасности.

Раздел в учебнике по ОБЖ "пропагандирует интим" в подростковом возрасте, формирует сексуальное поведение ребенка, и отвергает нормы, принятые не только в отечественной, но и в большинстве национальных культур мира, поскольку ранние половые связи влекут за собой не экономические проблемы. Кстати, американские коллеги, имеющие богатый опыт сексуального образования, показывают в последние десятилетия, что программы, где воздержание стоит не только на первом месте, но и подкрепляется нравственными постулатами религиозного характера. Мало кому известно, что в Америке - родине сексуальной революции, в полной мере вкусившей ее плоды, еще в 1981 году был принят закон о применении нравственно-ценностного подхода к половому воспитанию. По мнению американских исследователей педагогов и психологов, только объединение усилий средств массовой информации, школы и церкви, способно обеспечить эффективность учебных программ полового воспитания, а это значит снижение нежелательных беременностей, венерических заболеваний, СПИДа и пр.

Краткий научный комментарий к проблеме

Научный интерес к интимной стороне жизни ребенка инициировал З.Фрейд и его последователи, определив весь XX век под девизом сексуальной революции. Влияние фрейдизма на философию, литературу, искусство, кино и другие сферы культуры XX века обусловило, особенно на Западе, сдвиг в общественном сознании в сторону его "озабоченности вопросами секса". Эту невротическую "озабоченность" взрослое сообщество спроецировало на ребенка, приписывая ему несвойственные детскому сознанию сексуальность. Так называемый пансексуализм З.Фрейда и всего психоанализа, вызвавший лавину критики в научной среде еще при его жизни, до сего дня оказывает несомненное влияние на представления о ребенку сексуальных потребностей взрослого человека, причем психически далекого от нормы.

Вместе с тем, это противоречило традиционным культурным устоям, охраняющим чистоту и целомудрие ребенка: во многих культурах, особенно в русской, испокон веков половое/сексуальное просвещение детей было под запретом, нарушения его строго карались, при этом половое воспитание, как дифференциированное отношение к мальчику/девочке, осуществлялось практически с первых дней жизни ребенка и имело строгие предписания в соответствии с его биологическим полом. Руководства по поведению в интимной сфере давались взрослыми преимущественно перед вступлением в брак. Это обеспечивало формирование четкой половой идентичности ребенка и соответствие полоролевым моделям поведения, целомудренной половой морали и как следствие, самому высокому среди европейских государств уровню рождаемости, основанному на чадолюбии. представлениям (бихевиоризм, фрейдизм) о ребенке как бездумном реагирующем механизме, стремящемся к жадному удовлетворению своих "сексуальных потребностей" (Л.С.Выготский, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, Т.В. Драгунова, Л.Ф.Обухова, А.Валон, Ш.Бюлер, Ж.Пиаже, Э.Эриксон и др.). Разработанные культурно-историческая теория и подходы многих выдающихся психологов детства с высокой и беспристрастной научной достоверностью доказывают необходимость и возможность овладения подростком собственным импульсивным поведением и возвышением собственных страстей до уровня эстетических и нравственно-духовных переживаний.

Исходя из специфики детской психологии, категория пола - является самой первой личностной категорией, усваиваемой ребенком уже на первом году жизни, к трем годам ребенок хорошо ориентируется в половой принадлежности взрослых и детей, а также в степени соответствии их поведения (малыш 3-4 лет уверен, что, например, девочка не может играть в хоккей, а мальчик не должен вышивать цветы и т.п.). Для периода 5-6 - 11-12 лет (возрастные границы могут не всегда совпадать в различных культурах) характерна так называемая "половая сегрегация" - разделение групповой деятельности детей по признаку пола и некоторая "враждебность полов", которая является необходимым моментом< собственного полового самосознания мальчика/девочки. В дальнейшем полоролевые представления переосмысляются и уточняются, и к подростковому возрасту возникают первые романтические влюбленности. Препубертатный и пубертатный периоды детства (7-13- 15 лет) характеризуется формированием стереотипа полоролевого поведения в аспекте маскулинности/ фемининности под влиянием ценностей социального окружения взрослых и сверстников. Это крайне сложный период перестройки всей психической сферы ребенка, отличается общей ранимостью и особой уязвимостью именно половой сферы: переживание комплекса "гадкого утенка", переживание чувства собственной несостоятельности, в частности, как соответствия половой принадлежности, проявление акцентуаций характера и психопатических девиаций (А.Е.Личко) в рамках поведенческих реакций эмансипации от родителей, имитации взрослой жизни, компенсации и пр.. Пубертатный (подростковый) период - период полового созревания , связан в особой> потребностью ребенка - потребностью в дополнении с другим - сверстником, в выходе из своей замкнутости, поиске другого существа, как бы дополняющего Я подростка, причем потребность в сближении с другим Я носит прежде всего и преимущественно - психологический< характер. Интерес к противоположному полу у ребенка обусловлен данной потребностью и определенным образом идеализирован. Романтические отношения между мальчиком и девочкой в этом возрасте необходимы для формирования личностных характеристик, утверждения собственной половой идентичности нормальных половых/ сексуальных отношений в будущей я романтическая любовь в переходном возрасте не должна быть разрушена сексуальностью, чтобы не повлиять негативно на развитие личности юного человека.

Потребность в половой идентичности, формирование психологического пола и соответствующего поведения реализуется с помощью взрослых и сверстников. Безусловно и то, что детское любопытство распространялось и на сферу интимных отношений, при этом 95% всей информации об интимной стороне жизни взрослых современные дети до недавнего времени получали от сверстников, но исторически взрослое сообщество в лице< школы, церкви, деревенской общины, стояло на страже охраны целомудрия детей и молодежи, что составляло особый здоровый противовес безнравственному, недолжному, развращенному поведению отдельных его представителей.

В начале или середине периода подросткового развития половое поведение в значительной мере мотивировано не истинным половым влечением, а представлением подростка о том, как следует себя вести и его желанием быть адекватно воспринятым окружающими. Исследования ученых показали, что влияние эротизированных материалов и порнографии на детскую аудиторию ведет к снижению контроля индивида по отношению к собственной сексуальной активности, к росту неконтролируемых, в том числе девиантных форм сексуального поведения вообще, к возрастанию преступности, к психопатологическим проявлениям. При получении подростком информации о формах сексуальной активности происходит процесс научения, имеющий своим результатом восприятие детьми сексуально активного поведения, осуждаемого традиционной нравственностью.

В возрастной психологии пубертатный период характеризуется проявлениями повышенной чувствительности и раздражительности, это "физическое и душевное недомогание", неумение справлять со своими телесными и психологическими негативными проявлениями. "Безблагодатное время" для зреющего человека, при этом - острое влечение к тайному, запретному, необычному, негативному, беспокойство, порой отчаяние, мысли о самоубийстве. В то же время учеными отмечается возможность и необходимость овладения собственным поведением подростка с помощью защитных механизмов и нравственных норм. Склонность подростка к различного рода экспериментированию, а также известная бравада и потребность в идентификации (уподоблению) со сверстником могут спровоцировать поведение, подобное описанному в тексте или показанному на фото. Кроме того, возрастная специфика неосознанно уважительного отношения к печатному слову и учебному пособию как знак разрешенности, узаконенности публикуемых материалов, приобретает выраженный суггестивный (внушающий) характер и является растлевающими даже для подростков, уже имевших сексуальный дебют, не говоря о тех, "кто еще не начал". Формирующиеся представления о сексуальности, как о чем-то простом, доступном, безвредном, этим и опасны для детей. Как ни< парадоксально, снятие покрова романтической тайны (отсюда - таинство брака ) с любовных отношений, интимной сферы влечет за собой деиндивидуализацию любовного чувства, подавление полового влечения. Не потому ли психиатры и сексологи с удивлением отмечают юношескую импотенцию среди молодых здоровых парней, так хорошо знающих сексуальную технику по эротическим фильмам (Б.З.Драпкин, и др.).

Нужно отдавать себе отчет в том, что в силу особой психологической пластичности детства можно "развить" собственно сексуальную  потребность ребенка практически любого возраста (что и предпринималось  у некоторых народов в определенные эпохи для культовых и иных целей и  предпринимается в настоящее время в разных странах для незаконного  детского порнобизнеса). Сексуализируя детское сознание, дезориентируя  ребенка в становлении его половой идентичности и формировании  психологического пола, взрослые крадут у него ощущение его  уникальности как мальчика или девочки, лишают его в будущем  полноценных любовных переживаний - в том числе и сексуальных,  формируют антисемейные и антиродительские установки. Сексуализация  сознания ребенка - это в мистическом смысле лишение его целомудрия.  Детское сознание по природе своей целомудренно, а целомудрие выполняет  охранную функцию, защищая ребенка от опасности, нравственной грязи и  заразы. Целомудрие - не столько физиологическая и не только  нравственная, это категория мировоззренческая, отражающая целостность  восприятия картины мира, что и обеспечивает охранительную функцию  сознания. Отсюда "целительство" и "целомудрие" - понятия одного  порядка, так же как "блуд" и "заблуждение". Преждевременное  психосексуальное развитие представляет собой раннее становление  сексуальности, опережающее средние возрастные нормы полового  созревания . Причинами могут быть физиологические (врожденное или  раннее поражение мозга, проявляющееся в снижении порогов  возбудимости). Причины преждевременного психосексуального развития  могут быть и социальные- в результате растления и совращения взрослыми  (одноактного или методичного длительного), используя детскую  любознательность. (Справочник. Сексопатология /Под ред. проф. Г.С.  Васильчинко. М., 1990; Справочник по психологии и психиатрии детского  и подросткового возраста. СПб., 1999).

Представления о сексуальной потребности применительно к детям в  пубертатный период

Под сексуальной потребностью применительно к детскому возрасту в  психологии может пониматься следующее:

1. Потребность в приобретении ребенком половой/сексуальной  идентичности - приобретать полоролевые (мальчиковые/ юношеские и  девочковые / девичьи) формы поведения, в соответствии с ожиданиями  взрослых и сверстников. Развитие негативной неадекватной половой  идентичности или потеря идентичности в плане - женственности/  мужественности, отрицательно влияет на формирование личности,  порождают нигилизм, цинизм, что может приводить неврозам, психозам и  др. психологическим трансформациям личности подростка.

2. Потребность в интимизации личностной сферы, в развитии телесности,  позитивно-эмоциональном телесном контакте (отсюда - борьба и возня  мальчиков, "телячьи нежности" девочек).

3. Потребность ребенка в другом, сверстнике, "дополняющим мое Я",  выход из своей замкнутости посредством включения в общение равного  себе.

4. Это может быть выражение потребности подростка в признании себя  взрослым и его взрослости окружающими, отсюда подражание внешним  атрибутам взрослости - курение, употребление вина, сексуальные формы  общения и пр., что приводит к снижению познавательных интересов,  отрицанию моральных норм, противоправному поведению.

5. Собственно сексуальная потребность как потребность в совершении  полового акта не выражена в целом у детей данного возраста, однако для  некоторых из них может быть обусловлена либо органическими нарушениями  ( мозговыми, гормональными и пр.), либо сформирована и развита  взрослыми для тех или иных целей (намеренное растление для участия в  особых ритуалах у некоторых народов или в современной ситуации - для  участия детей в порнобизнесе).

Какого рода информация о сфере пола может быть предоставлена детям.

1. Для детей всех возрастов: представления о  мужественности/женственности, ответственности за себя и своих близких,  гордости за свою половую принадлежность.

2. Гигиенические навыки для девочек и мальчиков, особенно в  пубертатном периоде.

3.Информация о половой сфере с необходимостью должна быть пронизана  историко-культурным контекстом поло-ролевых образцов поведения и форм  половой социализации мальчиков и девочек, для того, чтобы дети имели  представление о нормативах поведения и эстетического облика  сверстников различных эпох и их соответствие современным моделям.  Литературные и исторические герои, сказочные персонажи "доброго  молодца и красной девицы", облегчающие процесс идентификации ребенка с  образцом, помогают утвердиться в собственной половой принадлежности.

4. Необходима в этот период четкая информация о влиянии вредных  привычек (курение, алкоголь, наркотики) на физическое, психическое  здоровье, облик и характер будущего потомства подростка.

5. Сведения о физиологии пубертатного периода в рамках школьной  программы по биологии и несколько шире - при наличии интереса со  стороны детей. И другие темы.

Таким образом, категория пола - сложнейшая психологическая,  социокультурная проблема и определенный крен в область физиологии,  медицины, телесности необоснован и с точки зрения объективно-научной,  и с точки зрения нравственно-воспитательной. Биологический пол  является для ребенка сложной личностной задачей, и школа должна помочь  в ее осуществлении, одухотворяя все, что связано с этой сферой,  поднимаясь над телесными потребностями, формировать чувства и  нравственную сферу. Только тогда половое воспитание приведет к  формированию полноценной личности - через воспитание целомудрия -  качества не столько физиологического и даже не столько нравственного,  а мировоззренческого, обеспечивающего формирование целостной картины  мира. Примитивность и тривиальность анализируемого текста раздела  "Интимные отношения и здоровье подростков" дополняется  сексуализированным подтекстом при изложении материала. При описании  интимного поведения не дается никаких нравственных оценок, материалы  раздела выступают в роли внешнего стимула, психического раздражителя,  вызывающего возбуждение и формирующего сексуальные потребности  подростка. Информирование подростков по вопросам секса способствует  вовлечению их в сексуальную активность. Внимание авторов раздела  сосредоточено в основном на способах стимуляции сексуального желания,  поощряется проявление сексуальности и повышенного интереса к интимным  отношениям в любви. Материалами раздела в учебном пособии для 9 класса  "Основы безопасности жизнедеятельности" осуществляется, в частности,  следующее:

- разрушение детско-родительских отношений, взаимоотношения детей и  родителей - возведение стены недоверия, навязывание образа родителей  как "несовременных, отживших, некомпетентных" и пр.;

- детям внушается отсутствие всяких различий между русским понятием  "любовь" и инокультурным, по сути чуждым российской ментальности  словом "секс". По-русски нельзя "заниматься любовью", поскольку любовь  - это глубокое чувство. Любовь это доверие, безопасность, нежность и  секс - похоть, страсть, вожделение психологически разделены, они  осуждались, особенно в русской ментальности, и если первые  способствуют позитивному развитию личности ребенка, то вторые ее  разрушению, нервозности, патологическим проявлениям, девиантности  поведения;

- примитивизация интеллектуального и личностного развития детей:  ребенок предстает как механически реагирующий субъект по принципу  "стимул - реакция", что является психологически ошибочным и  педагогически порочным. Представляется необходимым, может быть, именно  в контексте ОБЖ размещение раздела типа "Твоя личная безопасность" или  "Безопасность личности", в котором представить различные сферы  обеспечения индивидуальной безопасности: юридическую, психологическую,  медицинскую, нравственно-личностную и пр.. В данном разделе  целесообразна разработка мер, адекватных возрасту детей, направленных  на защиту и самозащиту каждого ребенка от таких деструктивных явлений  как: вовлечение детей в криминальные группы, тоталитарные секты,  опасность растления (и как особой изощренной его формы -  интеллектуального растления), мер, дающих ребенку четкий алгоритм  поведения в различных ситуациях физической или психологической  опасности нападения, в том числе и сексуального. Это особенно важно в  настоящее время, когда такие чудовищные явления как "детский  порнобизнес, детская проституция, детский секс-туризм" приобретают все  более широкий размах в России. И говорить об этом с учениками с  необходимой сдержанностью, чувством меры и тактом. Важными в контексте  безопасности представляются и другие актуальные темы, связанные с  опасностями современного мира: ситуации насилия (агрессивное/виктимное  поведение. Умение и мужество сказать "нет"); пагуба преждевременных  половых связей (беременность, аборты, венерические заболевания);  наркотическая и алкогольная, в том числе пивная зависимость;  расстройства желудочно-кишечного тракта в результате диет для  похудания у девочек и бездумное наращивание мускулатуры путем  бесконтрольного "качания" и приема пищевых добавок у мальчиков;  компьютерная игровая и интернет-зависимость, а также трагические  суициды, потеря смысла жизни в подростковом возрасте. Кроме этого,  стоит сказать и позиции учителя. Учитель как традиционно носитель  нравственной системы ценностей в представлении школьников, объясняя  материал об интимных связях, обсуждая его на уроке и выставляя оценки  за его усвоение, не только невольно дозволяет ученикам сексуальные  формы поведения, но и производит суггестивный, внушающий эффект о  желательности интимных отношений подростков. Чтобы избежать подобных  ситуаций и не ставить в такую позицию учителя, необходимо проводить  экспертизу программ и пособий до того, как они попадут в школу.  Невозможность проникновения в школу текстов и материалов, наносящих  прямой или косвенный вред психическому, нравственному и духовному  здоровью школьников должны обеспечить властные структуры,  администрация и специалисты, к ним должны иметь доступ родители.

Директор Института педагогических инноваций РАО, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, профессор В.И. Слободчиков, Ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, доктор психологических наук В.В. Абраменкова.

Главная Экспертизы Экспертиза одной из программ полового воспитания

Главная страницаКарта сайтаНаписать письмоКонтактная информацияПоиск по сайтуRSSСоциальные сети (добавить страницу)