Федорова А.И., Орлов Д.Н. "Подростки и сексуальность"
Подростки и сексуальность
Федорова Анна Игоревна, врач акушер-гинеколог высшей категории, сексолог высшей категории, психотерапевт. Доктор медицинских наук, профессор кафедры сексологии Санкт-Петербургской Медицинской Академии последипломного образования
Орлов Дмитрий Николаевич, врач сексолог, психотерапевт
Здоровая сексуальность – это гармоничное сочетание репродуктивной и рекреативной функции. О сохранении репродуктивного здоровья мы говорим много, а о рекреативном компоненте сексуальности намного меньше. Но для хорошей репродукции необходимы, как минимум, позитивное отношение к половой жизни, желание провести половой акт и способность провести его успешно. Многие из этих факторов закладываются в подростковом возрасте.
В пубертатном периоде начинают вырабатываться половые гормоны, качественно меняющие весь организм подростка. Появляются новые потребности, которые мотивируют его к изучению своей физиологии и получению сексуального опыта. Пробуждающаяся сексуальность настойчиво требует своей реализации. Ее нужно интегрировать в жизнь, в поведенческие стереотипы, и сделать это в соответствии с ожиданиями общества, с его культурой, определяющей - когда, как, где, с кем, почему и т.д. При этом сексуальность подростков наполнена совершенно иным содержанием, чем сексуальность взрослых. Это период проб и поисков. Сексуальные сценарии взрослых, как правило, неприменимы, и подростку часто приходится самому вместе с такими же, как и он, подростками находить пути интеграции сексуальности в жизнь. Сексуальный опыт подростков имеет особое значение. Это не только опыт половых актов, время сексуального (коитального) дебюта, (хотя в нашем обществе фиксация внимания происходит именно на этих моментах), но и романтическая влюбленность, эротический опыт, флирт, эротические контакты. Каждая разновидность такого опыта имеет большое значение для сексуальной социализации подростков и отражает последовательно разворачивающиеся стадии формирования психосексуальных ориентаций. Закрепляются успешные модели («захотел – сделал- смог сделать хорошо»). Стоит отметить, что при оценке своевременности начала половой жизни стоит ориентироваться как на биологическую готовность, так и на успешный опыт описанных выше форм сексуального поведения.
Интеграция сексуальности - одна из самых важных задач в пубертатном периоде, необходимая для полноценного развития личности. И для ее успешности подростку необходима поддержка взрослых и правильная, своевременная, адекватная информация. Это особенно очевидно на фоне общей тенденции снижения возраста сексуального дебюта. Большинство опрошенных школьников либо живут половой жизнью, либо стремятся к ней, и лишь незначительная часть считает это неприемлемым до 18 лет. Имеет особое значение несовпадение темпов психосексуального развития и более активное сексуальное поведение со стороны юношей, так как это один из факторов риска сексуального насилия среди подростков.
Еще один из современных атрибутов сексуальности подростков - доступность порнографии. Зарубежные исследования влияния порнографии на подростковую сексуальность отмечают значение того, кто смотрит, что смотрит и с каким уровнем информированности смотрит. При неблагоприятных условиях (в частности- дефиците знаний, отсутствии опыта платонического и эротического сближения с партнером) порнография может влиять на формирование нереалистичных ожиданий и неадекватных сексуальных сценариев. Результат - дезадаптация в сексуальных отношениях, в будущем препятствующая полноценной жизни в семье уже взрослого человека и при формальном благополучии приводящая к хроническому стрессу.
В связи с этим очень важно, что бы все специалисты, которые занимаются репродуктивным и сексуальным здоровьем подростков, были готовы к обсуждению сексуальности, могли об этом говорить свободно и понятно. В настоящее время, по данным опросов среди подростков Санкт-Петербурга, по-прежнему основным источником информации о сексуальной жизни являются сверстники. Сами подростки считают это достаточным, но важно понимать, что подобная информация может быть искажена и нет уверенности в компетентности первоисточника. Сложившаяся ситуация говорит о несовершенстве коммуникации «специалист-подросток», когда информацию о сексуальной жизни подросток получает не от специалистов, а от другого подростка или в интернете.
В качестве вероятных причин можно рассматривать недостаток специалистов, а также их самоцензуру. Действительно, в настоящее время многие специалисты вынуждены балансировать между тем, чтобы дать полноценную информацию о сексуальности и не задеть чьи-то убеждения. Даже если эти убеждения ошибочны. Такая ситуация, к сожалению, заставляет при общении с подростком быть в определенной степени формальным, избегать ряда тем и слов. Подобная форма лишена доверия, без которого невозможно обсуждать сексуальность и тем более рассказать о проблемах, которые беспокоят подростка. А это может быть и неудачный сексуальный опыт, и случаи насилия, и сложности в полоролевой адаптации. Формальная позиция при беседе на такую важную и интимную тему чувствуется подростками, и они бывают вынуждены искать другие способы решения своих проблем.
По-прежнему актуальными являются аргументы о сексуальном образовании, которые помогут преодолеть самоцензуру в работе с подростковой сексуальностью:
1. Полная открытость относительно фактов. Открытое обсуждение физиологических и психологических аспектов сексуальности.
2. Достоверная и понятная информация значительно облегчает решение возникающих конфликтов психосексуального развития.
3. Знания облегчают понимание и терпимость к чужим взглядам и поведению. Это снижает подростковую агрессию и травлю.
4. Знание не причиняет вреда, не развращает и не стимулирует к опасному поведению.
К началу пубертата подросток должен иметь достоверную информацию о контрацепции, инфекциях, передающихся половым путем и способах защиты от них. Это существенно снижает количество ранних беременностей и абортов, поможет сохранить репродуктивное здоровье. В то же время, чрезмерный акцент на опасностях и негативных последствиях сексуальной активности в юношеском возрасте способен вызвать преувеличенные страхи, заблокировать или серьезно исказить формирующуюся сексуальность.
Крайне важно открытое и профессиональное обсуждение с подростками не только сексуальности, но широкого круга значимых нравственных и психологических вопросов.
Открытость специалиста - это сигнал для подростка, что можно обсудить любые темы и найти квалифицированную помощь. Заинтересованность подростков в получении достоверной информации о сексуальности подтверждается опросами: именно врачи и психологи, по мнению подростков, должны давать необходимые знания о сексе и отношениях. Для решения этих задач необходимо проведение курсов повышения квалификации для специалистов, которые работают с подростковой сексуальностью. Это поможет восполнить острый дефицит информации о специфике подростковой сексуальности, о возникающих трудностях и способах их преодоления.
Формирование в обществе здорового и адекватного отношения к половому воспитанию и просвещению является важной современной задачей.
< Предыдущая | Следующая > |
---|